Минэкономики, Минпромторг и Роспотребнадзор с начала месяца обсуждают предложение Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ввести девятимесячный мораторий на применение отдельных положений закона «О защите прав потребителей», устанавливающих предельный срок гарантийного ремонта автомобилей (45 дней). В АЕБ считают, что из-за санкций выдерживать этот срок нереально — представительства и дистрибьюторы большинства мировых производителей не успевают быстро доставлять оригинальные запчасти.
В законе сказано, если дефекты по гарантии не устранили за 45 дней, потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи, заменить товар или уменьшить цену. При этом за каждый день просрочки ремонта начисляются пени — 1% от стоимости товара, или 365% годовых. В АЕБ отмечают, что в случае годовой задержки ремонта автомобиля стоимостью 3,5 млн рублей неустойка составит 6,4 млн, а с учетом штрафа — 10,5 млн рублей. Это очень сильно ударит по автомобильному бизнесу.
Аналогичные затраты производители, согласно закону, могут понести в случае, если автомобиль находилась в ремонте более 30 дней каждый год на протяжение всего гарантийного срока.
Если не отменить требования по предельному сроку гарантийного ремонта, то в России можно ждать ряд банкротств производителей и дилеров, считают в АЕБ.
Цены на автомобили «сопоставима со стоимостью квартир в новостройках», подчеркивают в АЕБ, напоминая, что правительство ввело мораторий на взыскание неустойки с застройщиков на срыв сроков сдачи объектов. При этом у застройщиков пеня значительно меньше — 0,03% от ставки рефинансирования ЦБ в день (сейчас — 0,225%).
«Импортеры, приостановившие деятельность, продолжают поддержку в вопросах гарантийного возмещения. Но ситуация не может длиться вечно, и можно предположить, что бюджеты на следующий год импортеры не утвердят — тогда дилеры останутся наедине с гарантийными рекламациями»,— добавляет Роман Тимашов.
То есть фактически дилерам перестанут компенсировать расходы на гарантийные ремонты. «Дополнительная финансовая нагрузка в виде судебных издержек может уничтожить бизнес,— считает он.— В случае ухода с рынка официальных дилеров можно прогнозировать снижение качества предоставляемых услуг во всей сфере».